Технология управления

Куправа Т.А. Управление проектами. Вводный курс: Учебное пособие. – М.: изд-во РУДН, 2008. – 121 с. (A4)
Управление проектами. Учебник
Финансово-ориентированный и процессно-ориентированный технологии менеджмента направлены на обеспечение эффективного функционирования компании, которая суть есть совокупность повторяющихся бизнес-процессов. Их отлаженность определяет текущую эффективность работы, стабильность в ближайшей перспективе. В статье Базовые технологии менеджмента разъясняются возможности и ограничения трех базовых технологий менеджмента.
В условиях конкурентной экономики особняком стоят технологии управления проектами. Проектные процессы нацелены на будущую эффективность компании, поскольку создают новый уникальный продукт, услугу или новое качество, и предпринимаются для получения будущих стратегических выгод.
Цели и работы проектов во многом неповторимы и выполняются во временно созданных структурах – проектных командах во главе с менеджером проекта. К менеджерам проектов предъявляются повышенные требования, поскольку проект всегда ограничен по времени, бюджету, требованиям к объему и качеству работ, обладает высокой степенью неопределенности.
В большинстве компаний проекты выполняются наряду с основной деятельностью. Управление проектами предполагает как управление портфелем проектов, так и планирование и исполнение проектов в условиях жестко заданных ограничений. Для компаний консалтингового, строительного, софтверного, внедренческого профиля эффективна полная переориентация организационной структуры на управление проектами на постоянной основе, т.н. управление бизнесом через проекты.
Внедрение технологий проектного менеджмента требует больших затрат на освоение, внедрение программного продукта, сопровождение и происходит эволюционным путем, прохождением нескольких уровней зрелости. В тоже время обладание проектной технологией управления дает преимущества перед устоявшимися функциональными структурами. Например, в созданной с нуля проектной группе существенно легче спланировать и организовать управление ресурсами, коммуникациями, качеством, изменениями и пр. Для организаций с проектной структурой и выполняющих несколько проектов, временный характер проектов из минуса превращается в плюс, так как позволяет планировать и распределять ресурсы, привлекать освободившиеся ресурсы в новые проекты.
Конкурентная среда всегда будет подталкивать бизнес к инновациям, обновлениям, проектам. И каждый хозяйствующий субъект будет выстраивать ту среду, выбирать те технологии управления, которые отвечают личным убеждениям, соображениям экономической выгоды и стратегическим целям.
Оглавление учебника (скачать) в формате pdf. Полное содержание учебника по главам дается для скачивания ниже по тексту.
Для просмотра pdf-файлов скачайте и установите Acrobat Reader или Foxit Reader.

Стандарты управления проектами

Стандарты снова в моде
Проект – это неповторяющееся мероприятие (действие, процесс) по созданию нового уникального продукта или услуги определенного качества, имеющее временные и бюджетные ограничения и характеризующееся неповторимостью условий осуществления. Проекты выполняются не только в бизнесе, но и в других сферах деятельности. Проекты классифицируются по масштабу (мелкий, средний, крупный), по длительности ( краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, по характеру (инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный), по сферам деятельности (экономический, технический, организационный, социальный, смешанный) и т.д.
Проект имеет жизненный цикл, состоящий из фаз (от 4 до 9): концепция, разработка, реализация, завершение. От фазы к фазе степень неопределенности уменьшается, достигается определенная степень правильного определения продукта проекта и большая управляемость проекта.
Под управлением проектом понимается деятельность, направленная на последовательное достижение ожидаемых результатов в условиях трех ограничений (сроки, бюджет, качество). Она требует интегрального управления многими процессами, их взаимодействием, поиска компромиссов. Дисциплина Управление проектами рассматривает процессы, общие для всех проектов и независящие от предметных областей.
Лучшие практики, полезные решения, знания и подходы управления проектами профессионально систематизируются и стандартизируются крупнейшими институтами. Ведущей организацией признан Международный Институт Проектного Менеджмента (Project Management Institute – PMI, Филадельфия, www.pmi.org) с отделениями в ведущих странах мира, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. PMI разработал и обновляет стандарты управления проектами ANSI PMI PMBOK (Project Management Body of Knowledge).
Главным действующим и ответственным лицом в проекте, через мозги которого должны пройти все элементы проекта, является менеджер проекта. Он назначается одновременно с утверждением Устава проекта. Менеджер проекта управляет как непосредственно командой проекта, так и всеми участниками проекта: заказчиками, подрядчиками, спонсорами, лицами вовлеченными в проект.
Проекты могут выполняться в различных организационных структурах. Либо в традиционной функциональной, либо в проектно-ориентированной, либо в смешанной матричной структуре. Для выполнения критически важных проектов лучшим решением является создание независимых проектных команд и организация проектного офиса.
Почему в компаниях возникает потребность в управлении проектами? Какие степени зрелости должна пройти компания в своем развитии? Что содержит Устав проекта? Как оценить финансовые показатели проекта? Какими областями знаний должен владеть владеть менеджер проекта для управления процессами проекта? См. в Определение проекта. Управление проектом. Стандарты. Процессы управления проектами (скачать).

Процессы управления проектами

Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией
Подробное описание 9-ти процессов, которые должен отслеживать менеджер проекта, изложено ниже в формате pdf. Для просмотра pdf-файлов скачайте и установите Acrobat Reader или Foxit Reader.
Первым процессом, выделенным в стандарте ANSI PMI PMBoK, является Управление интеграцией проекта. Он относится к основным процессам проекта и заключается в координации всех элементов проекта, поиске компромиссов между конкурирующими целями проекта. Суть процесса состоит в разработке единого плана проекта, исполнении этого плана и управления его изменениями.
План проекта необходим для:
- единого понимания целей проекта, результатов и путей их достижения,
- есть основа для базовых оценок исполнения, контроля изменений, подготовки отчетов;
- есть единый согласованный документ по содержанию и другим параметрам проекта, обеспечивающий коммуникации между всеми участниками и приемку проекта;
Одна из задач менеджера проекта - содержать План проекта всегда в актуальном состоянии. Придерживаясь стратегии прогнозирования и предотвращения излишних изменений, его ответственность состоит в координации изменений, в их согласовании и внесении в План проекта. Как управлять интеграцией проекта? (скачать).
Следующим основным процессом является Управление содержанием проекта. Содержание проекта определяет создаваемый продукт или услугу. Управление содержанием призвано определить те и только те работы, которые необходимы для создания продукта (услуги) и завершения проекта.
Первый шаг в определении содержания и границ проекта выполняется на этапе инициализации в документе Устав проекта. Отталкиваясь от Устава проекта, команда проекта должна детализировать содержание продукта, критерии проверки и приемки, порядок управления изменением содержания, т.е. 'родить в муках' документ План управления содержанием. Ну и, главное, составить базовый план по содержанию - Иерархическую структуру работ, содержащей все работы проекта. Как управлять содержанием проекта? (скачать).
Управление сроками проекта есть основной процесс, который направлен на составление расписания работ и управления расписанием с целью своевременного завершения проекта. Время - это невосполнимый ресурс и является одним из трех ограничений проекта.
Как определить длительность, последовательность и взаимосвязь работ? Как представить расписание в виде сетевой диаграммы или диаграммы Ганта? Какие методы, включая метод критического пути, использовать? Как выровнять расписание по датам и имеющимся ресурсам? Как управлять сроками проекта? (скачать).
Управление стоимостью проекта есть основной процесс, который направлен на составление сметы работ, расписания затрат и управление утвержденным бюджетом, как одним из трех ограничений проекта.
Как составить базовый план по стоимости? Как измерить исполнение и управление стоимостью методом анализа освоенного объема? Как управлять стоимостью проекта? (скачать).
Как на выходе проекта гарантированно получить продукт с заявленными на входе свойствами? Как удовлетворить ожидания заказчика по качеству конечного продукта? Качество надо планировать. Процесс Управления качеством проекта направлен как на качество продукта, так и на качество проекта. Качество проекта - планирования, исполнения, управления - с одной стороны должно приводить к выполнению стоимости и сроков проекта, с другой стороны оно непосредственно влияет на качество конечного продукта.
Как составить План управления качеством? Как рассчитать бюджет управления качеством, составить и уточнить процедуры контроля, выявить и упредить факторы снижения качества? Что такое причинно-следственная диаграмма Ишикавы? Какие методы контроля качества использовать? Что такое диаграмма Парето? Принципы Э.Деминг - основателя науки о качестве. Как управлять качеством проекта? (скачать).
Проект выполняется командой проекта - группами лиц и лицами, как из числа исполняющей организации, так и из сторонних организаций. Эффективное использование людей, вовлеченных в проект, требует усилий по Управлению человеческими ресурсами проекта. Как выявить и распределить проектные роли, ответственность, набрать и назначить персонал и отношения отчетности, провести текущее обучение? Какие мотивационные приемы использовать? В чем суть известных теорий мотивации? Как управлять человеческими ресурсами проекта? (скачать).
В работе над проектом каждому участнику необходима информация - в нужном объеме, в нужное время, в нужном виде и от нужного источника. Отсутствие такой информации приводит к задержкам проекта, демотивации персонала, несогласованности и, в конечном счете, ставит под угрозу успех проекта. Управление коммуникациями проекта должно гарантировать необходимую среду обмена между участниками, своевременную подготовку, доставку и хранение информации, отвественность участников за пользование информацией для целей проекта. Как управлять коммуникациями проекта? (скачать).
Управление рисками проекта. Риск - это событие или условие, которое может возникнуть во время исполнения проекта и будет иметь отрицательный или положительный эффект на цели проекта. Риски присутствуют в проектах из-за неопределённости и уникальности, присущей всем проектам. Менеджер проекта должен уметь:
- идентифицировать риски, оценивать вероятность возникновения и последствия рисков;
- предотвращать, минимизировать вероятность наступления рисков, минимизировать отрицательные последствия рисков;
- находить способы преодоления и обеспечения исполнения проекта по плану или корректировку плана проекта.
Т.О. управление рисками есть систематический процесс идентификации, анализа и реагирования на проектные риски.
Как классифицировать риски? Что включает План управления рисками? Какие способы обнаружения рисков использовать? Что такое SWOT-анализ и метод Дельфи? Как выполнить качественный и количественный анализ рисков? Что такое ожидаемое значение и как оценить затраты на преодоление риска? Какие способы реагирования на риски существуют? Как управлять рисками проекта? (скачать).
Исполняющая организация во многих случаях не может собственными силами обеспечить выполнение работ проекта. Тогда исполнение части работ передается подрядчикам. Для этого необходимо Управление контрактами проекта. Планирование контрактов начинается на стадии составления Иерархической структуры работ. Потенциальным подрядчикам следует разослать заявки, получить от них предложения, выбрать подрядчиков, заключить контракты, администрировать контракты. Последнее является крайне хлопотным делом. Как уменьшить контрактные риски и стимулировать подрядчика к качественному выполнению работ в срок? Какие типы условий в контрактах существуют - контракт с фиксированной ценой, с возмещением затрат, с ценой за единицу и их разновидности. Как управлять контрактами проекта? (скачать).

Программа Microsoft Project

Есть ли жизнь в оффлайне?
Учебное пособие по программе календарного планирования и управления Microsoft Project (3.3Мб) (скачать) предполагает знание основных проектных процессов. Подробно, со скрин-шотами расписано выполнение всех основных действий. Программа позволяет а) наглядно сформировать график реализации проекта, основанный на иерархической структуре работ, используя характерные для проектов объекты типа работа, ресурсы, назначения ресурсов и пр., б) распределить ресурсы, вычислить основные показатели проекта, используя метод критического пути для сетевого планирования, в) отслеживать прогресс и состояние проекта по методу анализа освоенного объема, сопоставлять с базовыми планами, представлять прогнозы.
14.1.1 Введение в интерфейс. Описаны элементы интерфеса, показан доступ к свойствам работы, описаны календарь, типы задач, на простом примере показано применение этих инструментов.
14.1.2 Определение проекта, создание ИСР, назначение ресурсов. Показано создание проекта и календаря, создание списка работ и уровней работ, задание длительности и взаимосвязей между работами, назначение ресурсов, работа с Листом ресурсов.
14.1.3 Выравнивание ресурсов. Описаны способы устранения перегрузки ресурсов, сценарии механизма выравнивания.
14.1.4 Оценка бюджета проекта. Описаны типы затрат и способы их ввода в программу.
14.1.5 Управление критическим путем проекта. Описаны способы настройки и визуализации парамеров критического пути проекта.
14.1.6 Базовые планы и подготовка проекта к отслеживанию. Описаны базовые и промежуточные планы и их сохранение. Рассмотрены три варианта внесения фактических данных о выполнении проекта с разной детализацией - обновления.
14.1.7 Анализ освоенного объема. Приведено соответствие англоязычной и русскоязычной терминологии метода. Описаны представления сведений о показателях метода на конкретную дату, правила интерпретации показателей.
Темы курсовых работ по курсу 'Информационные ресурсы и технологии в менеджменте' для магистров специальности 'Управленческое консультирование'.
Подготовлено: 01 августа 2010г.

Добро пожаловать!

Все материалы сайта Kuprava.ru разрешается копировать без запроса для размещения в электронном виде при условии указания ссылки на оригинал и наименование источника www.kuprava.ru

Содержание

Компетенции

в области информа ционных технологий и управления проектами