Автор: Тенгиз Куправа www.kuprava.ru

КОМПЕТЕНЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОЦЕНКА РАБОТЫ ДИРЕКТОРА ПО ИТ

С возрастанием зависимости бизнеса компаний от информационных технологий, повышаются требования к директорам по ИТ (анг. CIO - Chief Information Officer). В функции директора по ИТ входят как техническое и организационное руководство ИТ подразделением, так и взаимодействие с менеджментом компании и технологическая поддержка управления во всех сферах бизнеса компании. ИТ директор должен понимать среду бизнеса и бизнес-процессов компании, выстраивать технологические приоритеты согласно стратегическим целям компании, обосновывать выделение ресурсов, обеспечивать внедрение и эксплуатацию технологий и систем. Это, в свою очередь, должно приводить к большей отдаче от ИТ, к оптимизации операционной деятельности и процессов принятия решений.

Фактическое владение бизнес-процессами и технологическими рычагами управления, возлагает на директора по ИТ особую ответственность и превращает его в бизнес-партнера бизнес руководства в рамках компании, а ИТ в бизнес-ориентированное подразделение.

Портфель профессиональных компетенций директора по ИТ должен охватывать достаточно широкие технические, управленческие и смежные специальные области знаний и навыков. Как правило, требуется работник, который ‘знает и умеет всё’.

К техническим компетенциям следует отнести экспертные знания по следующим направлениям:

- инженер по аппаратно-программному обеспечению ВТ и коммуникационного оборудования;
- системный администратор по развертыванию и обслуживанию доменно-сетевой инфраструктуры;
- специалист по информационной безопасности;
- программист, руководитель отдела разработки и внедрения;
- проектировщик баз данных и разработчик программных систем;
- консультант по внедрению информационных систем, знание конкретных ERP-систем;
- бизнес-аналитик;
- инженер HelpDesk;
- специалист по web-технологиям и продвижению в Интернет и т.д.

Управленческие знания и навыки директора по ИТ должны охватывать:

- общий менеджмент – знания и методы повседневного управления;
- проектный менеджмент – знания и методы управления проектами по одной из методик, например, PMI ANSI PMBoK;
- принципы реализации рекомендаций ITIL и ITSM.

Диапазон смежных специальных знаний и навыков может варьировать в зависимости от масштабности прикладных задач и внедряемых приложений конкретной компании – вот неполный список:

- финансовый анализ и бухгалтерский учет, бюджетирование;
- управление продажами, маркетинг, взаимоотношения с клиентами;
- управление запасами и незавершенным производством;
- исследования и разработки, финансовый анализ проектов;
- управление персоналом, организационное управление;
- стратегическое планирование бизнеса, методики управления предприятием, в т.ч. методика BSC (Система Сбалансированных Показателей);
- управление переменами, кризис-менеджмент и пр.


Ответственность директора по ИТ, с точки зрения директора по ИТ и согласно передовым практикам, также можно разделить по направлениям:

1. В первую очередь, обеспечение бесперебойного функционирования оборудования и систем. Оно достигается разумным резервированием серверного и коммуникационного оборудования и каналов связи, процедурами резервного копирования, мероприятиями и настройками информационной безопасности, выработкой процедур восстановления, миграции систем и данных в случае сбоев. В итоге, необходимо достигнуть минимальных сроков восстановления и потерь данных, обеспечить непрерывность бизнес-процессов компании.

2. Формирование эффективных процессов внутри своей службы. А именно, а) организация работы сервисной службы HelpDesk для быстрого решения инцидентов, запросов, проблем пользователей; б) эффективное выполнение ежедневных ИТ-операций по обслуживанию и мониторингу систем, включающее управление изменениями, конфигурациями, релизами.

После решения вопросов по пп. 1 и 2, следует выявить и обеспечить необходимый уровень сервиса для всех операций компании.

3. Отслеживание технологических инноваций и передового опыта, с одной стороны, взаимодействие и выявление потребностей функциональных подразделений, с другой стороны, с целью внедрения новых решений, процессов, сервисов для развития бизнеса. Руководство проектами по внедрению.

4. Выработка стратегии развития ИТ компании, оптимизация архитектуры, стоимости, производительности и доступности ИТ-услуг... и в тоже время обеспечение своей службы необходимыми ресурсами – решениями руководства, финансами, персоналом, поставщиками, консультантами и пр. Поддержание некоторой избыточности инфраструктуры, предоставляющей возможности для роста бизнеса.


Приведем также оценку работы ИТ директоров с точки зрения бизнес руководства и генеральных директоров крупных компаний (CNEWS №50, 2010. Как оценить работу вашего ИТ-директора? с. 60-61):

' … насколько устойчивым было функционирование ИТ-систем, как быстро происходило восстановление после сбоев, были ли потери информации… оценка вклада ИТ- директора в развитие компании весьма субъективно'.

' … интегрированность ИТ-отдела и бизнеса, степень развитости партнерских отношений типа заказчик-исполнитель, успешность ИТ-проектов и скорость реакции на изменения в бизнесе. Насколько правильно инвестируются средства в информационные технологии, персонал и другие расходы… ИТ должно помогать компании зарабатывать деньги'.

' … своевременность внедрения систем и технологий в работу компании, грамотное управление расходами, направленность на достижение целей компании. Умение управлять отделом, мотивировать персонал, прогнозировать оптимальные стратегии'.

' … подключение резервного канала связи – это расходы или способ их избежать? Внедрение ERP-системы – это мода или способ повысить эффективность? Хороший ИТ директор – тот, кто во всех этих вопросах компетентен, умеет провести точный анализ данных, просчитать различные варианты и выбрать оптимальный вариант в любой ситуации'.